Опыты с картошкой для школьников
Мастер-класс "Чудо-плод картошечка!" (краткосрочный экологический проект для детей 6-7 лет)
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя школа № 72с углубленным изучением отдельных предметов» города Ульяновска
Мастер-класс
Тема: «Чудо-плод картошечка!»
Направление: краткосрочный экологический проект
Мастер-класс для детей 6-7 лет
Автор лаборатории:
Маринина Валентина Ивановна,
учитель начальных классов
Ульяновск, 2016
Цель: создать условия для развития познавательной активности детей в процессе реализации краткосрочного проекта «Чудо-плод картошечка!»
Задачи: - расширить у учащихся представления о картофеле;
- развивать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе свободного общения с одноклассниками и учителем; способность осуществлять самостоятельный поиск решений экологических проблем;
- совершенствовать умение самостоятельно добывать знания из различных источников;
- формировать бережное и экологически правильное отношение к культурным растениям.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
-формировать положительное отношение к приобретению новых знаний.
-формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
-формировать бережное отношение к природе.
Регулятивные УУД: развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из собственных наблюдений, из дополнительных источников;
Коммуникативные УУД:
- учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- строить речевое высказывание в устной форме.
Оборудование: виртуальная энциклопедия; дидактический материал для задания «Кластер», словари, ватные палочки, стаканчики для опытов, ложечки, вода, пипетки, йод, крахмал, мука, маленькая лампочка, проволока, металлические зажимы, перчатки для опытов, интерактивная доска, карточки для опыта и викторины.
Подготовительная работа: за несколько минут до начала мастер-класса натереть на тёрке картофель.
Ход мастер-класса
I.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать тему нашего занятия, разгадайте ребус:
- Вы догадались, к кому в гости вы попали? О чем будет наше занятие? Правильно, речь пойдет о картофеле. Да, о той самой простой, незаменимой картошке.
- Что вы можете узнать на нашем занятии? На какие вопросы вы бы хотели получить ответ? Какие вопросы вы бы хотели задать?
II. Актуализация знаний.
Работа в группах. Детям раздаются словари. Что такое картофель?
Ученики зачитывают:
Ожегов. «Картофель – клубнеплод, богатый крахмалом»
- Как вы думаете, из чего состоит картофель?
-Сегодня на занятии мы узнаем все секреты о картофеле. Мы будем исследователями и мастерами.
Историческая справка:
- Тогда предлагаю вам посмотреть, что нам расскажет о картофеле моя помощница - виртуальная энциклопедия.
- А знаете ли вы, что уже 2000 лет назад выращивали картофель. Сначала картофель выращивали из-за красивых цветов, которые могли позволить только короли. Позже стало известно, что у этого красивого растения съедобны клубни.
- 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, были семена, клубни, зерна новых, неизвестных Европе растений. Паппо” и «чунью». Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь паппо устраивали праздник урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков, мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.
Распространению на Руси картофель обязан великому императору Петру Первому, который заинтересовался этим заморским корнеплодом, находясь в Голландии, и прислал "для расплода" мешок клубней из Роттердама графу Шереметьеву. В России народ не сразу принял картофель, его считали ядовитым и долго не решались употреблять в пищу.
В наши дни в Румынии возле города Георгине в поле воздвигли памятник картофелю. В Брюсселе есть музей картофеля. А гениальный композитор Иоганн Себастьян Бах написал музыкальную пьесу в честь картофелю. Эти все почести удостоен картофель тем, что он стал вторым хлебом для всех людей на планете, на земле. (Импровизированная корона картофелю.) Он очень вкусный и полезный.
- Вы знаете, какие блюда можно приготовить из картофеля?
Задание «Кластер» (на доске большое изображение картофеля)
- Назовите как можно больше слов к нашей теме. (пюре, жареный картофель, чипсы, фри, драники, салаты, борщ, ….). Картинки к словам выкладываются вокруг изображения картофеля.
-Вот сколько блюд можно приготовить из одного и того же овоща!
- Как вы думаете, как сейчас у нас используется картофель, для чего он нужен? (идёт в пищу для людей, для животных, используется в косметологии, в медицине)
Игра-драматизация «Скорая помощь» Идём «на приём» к «врачу» (подготовленный ученик)
- Мы с вами сказали, что картофель не только обладает полезными свойствами, но ещё используется и в медицине, может быть лекарством.
-При болезнях желудка используется картофельный сок.
-Согревающие компрессы готовят из вареного картофеля.
-Больное горло можно вылечить, если подышать над паром от сваренного картофеля.
- При ожоге поможет сырой картофель.
Физпауза ( отрывок из м/ф «Антошка»).
III. Опытно-экспериментальная деятельность.
- Картофель – это такой овощ, из которого можно творить чудеса. И эти чудеса рядом с нами, только к ним мы привыкаем и совсем не замечаем.
- Ребята, как вы думаете, какие вещества есть в картофеле?
Почему сваренный картофель такой рассыпчатый?
Перед нами поставлена проблема.
- Картофель - очень необыкновенный овощ, в чем вы сейчас сами убедитесь. Я предлагаю вам стать исследователями и отправиться в лабораторию..
Инструктаж по технике безопасности:
строго и точно выполняй все требования учителя;
будь осторожен с химическими препаратами;
приступайте к работе после того, как тебе будут ясны все твои действия;
опыты проводи в перчатках.
- Как вы думаете, какого цвета картофель в разрезе?
-Правильно. Сейчас мы выясним, из каких веществ состоит картофель.
Опыт № 1. «Из чего состоит картофель?» (с предварительной подготовкой)
Цель: выяснить, из каких веществ состоит картофель.
Оборудование: картофель, тёрка, стаканчики, вода.
Ход эксперимента:
1) Натереть сырой картофель.
Результат: жидкая кашица.
Вывод: в картофеле есть вода. ( На доске вывешивается карточка со знаком воды)
2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде.
Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?
Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной?)
Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.
Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал. Кроме того, в картофеле есть питательные вещества, но мы их не увидим невооруженным глазом.
Опыт № 2. «Сравнивание крахмала с мукой» (групповая работа)
Цель: сравнить крахмал и муку.
Оборудование: крахмал, мука, йод, стаканчики, вода, таблицы.
Ход эксперимента:
- Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой? (Крахмал похож на муку).
- У вас на столе стоят формы с мукой и крахмалом. Я вам предлагаю сравнить эти два вещества. Результаты записать в таблицу.
-
- Что можно сказать о цвете муки? (Для сравнения использовать полоски белой бумаги)
-Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку?
- Какой у веществ запах? (Вспомнить правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)
- Посмотрим, что произойдет с крахмалом и мукой, если добавить каплю йода. Посмотрите, какого цвета йод? Сейчас берем два стакана с водой. В один добавляем крахмал, а в другой - муку, капаем йод в оба стакана.
-Посмотрите, какие изменения произошли? Как вы думаете, почему?
Результат: в одном стакане с мукой цвет стал жёлтый, а в другом стакане с крахмалом цвет стал темно- фиолетовый.
Вывод: крахмал изменяет цвет йода.
-
- Подведите итоги, расскажите о результатах сравнивания крахмала и муки.
Опыт № 3. «Наличие крахмала в овощах» (групповая работа)
Цель: определить наличие крахмала в овощах.
Оборудование: картофель, огурец, редис, помидоры, капуста, йод, пипетки, тарелочки, карточки.
Ход эксперимента:
- Как вы думаете, как определить, есть ли в каком-либо продукте крахмал? Ваши версии.
- Совершенно верно! Чтобы узнать, содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета.
-Строго следуйте плану работы:
Берем трубочку.
Набираем йод.
Капаем на овощ.
Наблюдаем.
(Ученикам предлагаются тарелки с нарезанными овощами, баночками с йодом и пипеткой)
Работа в группах. Ученики проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.
- В каких овощах есть крахмал? Сделайте вывод.
- Теперь занесите ваши результаты опыта в карточки. (У учеников карточки с изображением тех овощей, которые лежат на тарелках. Надо напротив овоща поставить кружок темно-синего цвета или коричневого, в зависимости от наличия крахмала в данном овоще) .
Вывод: крахмал есть только в картофеле. Картофель рассыпчатый из-за того, что в нем содержится крахмал. Вот мы и решили нашу проблему, выяснили, почему картофель рассыпчатый.
Опыт № 4. «Картофель вырабатывает ток» (проводит учитель)
Цель: показать свойство картофеля вырабатывать ток.
Оборудование: картофель, проволока, лампочка, металлические зажимы.
Ход эксперимента:
Электрический ток можно получить из лимона, яблок и, самое интересное, из обычного картофеля – сырого и вареного. Именно Израильские ученые исследователи в качестве источника энергии необычной батарейки предложили использовать вареный картофель, так как мощность устройства в этом случае по сравнению с сырым картофелем увеличится в 10 раз. Такие необычные батареи способны работать несколько дней и даже недель, а вырабатываемое ими электричество в 5-50 раз дешевле получаемого от традиционных батареек и, по меньшей мере, вшестеро экономичнее керосиновой лампы при использовании для освещения.
Технология изготовления:
1) Берём, зачистим противоположные концы на расстоянии 2 – 3 см;
2) Возьмем гвоздь и прикрутим его к одному из концов проволоки;
3) В картофеле сделаем шилом два прокола на расстоянии 2 см, чтобы легко вошли с одной стороны гвоздь, а с другой проволока.
4)Возьмём маленькую светодиодную лампочку, подсоединим её к контактам от картофелины. Лампочка загорится.
Вывод: картофель служит источником электрической энергии.
Вот какой чудо-плод эта наша картошечка!
Физпауза. Подвижная игра «Картошка»
Поделки из картофеля.
- А ещё из картошки можно делать разные поделки. И наша картошка может превратиться в разных сказочных героев и животных. Давайте мы тоже с вами пофантазируем и превратим наши картошки во что-нибудь необыкновенное.
- Как вы думаете, во что можно превратить картошку?
(перед детьми на столах лежат картошка, пластилин, палочки, бросовый материал и т.п.)
IV. Итог.
Итак, мы сегодня с вами сделали открытия. Какие?
- Картофель состоит из воды и крахмала,
- Крахмал содержится только в картофеле,
- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.
Викторина.
Для вас я приготовила 8 вопросов и столько же ответов. Те, кому достался вопрос, зачитывает его, а остальные ищут ответ на него. Ученикам раздаются карточки с вопросами и ответами.
1) Кто привёз первые клубни картофеля из Голландии в Россию? (Пётр 1)
2)Родина картофеля — это…? (Южная Америка)
3) Как в старину называли картошку? («чертово яблоко»)
4) Что такое «картошка в мундире»? (картошка, запечённая или сваренная в кожуре)
5) Какие вы знаете пословицы про картофель? («Ешь картофель – будешь сыт, старый дед мой говорит».
6) Как называется насекомое – вредитель, поедающее ботву картофеля? (колорадский жук).
7) Съедобны ли ягоды картофеля? (нет, ядовиты).
8) Какой корнеплод необходим для приготовления драников? (Картофель)
V. Рефлексия.
Продолжите предложения:
- «Я узнал …»
- «Я удивился …»
- «Я хочу узнать..»
- Скоро мы услышим звонок,
Пора заканчивать урок.
Спасибо за работу!
Список литературы:
1.Витер В.Н. «Фруктовая батарейка».Журнал «Химия и химики»(стр.134-137)№8 «2009г».
2.Воронкевич О.А. – Добро пожаловать в экологию. Часть II. С-П: «Детство – пресс» 2003г.
3.Гурин Ю. В. Школа занимательных наук. – “ОЛМА Медиа Групп” 2007.
4.Лунич М. В. Детям о природе. М., 1996.
5.Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании детей. М., 1999.
6.Николаева С.Н. Юный эколог. М: «Мозаика – Синтез» 1999г.
-
Плавающие яйца Яйца тонут в обычной воде. Что вы можете сделать, чтобы заставить их плавать? Добавление соли может дать удивительные результаты. | Сделайте парашют Спроектируйте и создайте парашют, который использует важные научные принципы для осторожного опускания объекта на землю. | ||
Тающий шоколад В каких условиях тает шоколад? Чем отличается белый и темный шоколад? Экспериментируйте, чтобы узнать! | Пузырь сухого льда Используйте сухой лед и мыльную смесь, чтобы создать гигантский пузырь из сухого льда.Насколько большим станет ваш пузырь, прежде чем он лопнет? | ||
Нефть и вода Что происходит, когда вы пытаетесь смешать масло и воду? Они хотят смешаться? Попробуйте и узнайте! | Приготовление лимонного газированного напитка Сделайте лопание лимонной соды быстрым и легким способом. Вкусно, шипучее и приготовлено вами! | ||
Быстрый песок Сделать быстрый песок легко, и вы отлично проведете время, демонстрируя этот интересный эксперимент другим людям. | Diet Coke & Mentos Geyser Eruption Создайте извергающийся гейзер с диетической колой и Mentos, этот удивительный эксперимент обязательно впечатлит ваших друзей! | ||
Уксусный вулкан Уксус и пищевая сода - это веселый и легкий научный эксперимент. Попробуйте создать уксусный вулкан. | Надувные шары Устройтесь поудобнее, расслабьтесь и позвольте углекислому газу из химической реакции взорвать ваши воздушные шары за вас. | ||
Не можете сказать, вареное у вас яйцо или сырое? Найдите хитрый способ узнать наверняка с помощью этого простого эксперимента. | Сделать поддельные сопли Делать сопли, не ковыряя в носу. Соберите своих друзей и узнайте по пути интересные факты о химии. | ||
Сделайте светящуюся воду с помощью черного света и узнайте, как именно она работает, в этом веселом научном эксперименте для детей. | Торнадо в бутылке Узнайте, как сделать торнадо из бутылки, используя всего несколько простых предметов, которые можно найти в доме. | ||
Соль для ванн Вам нравится теплая расслабляющая ванна с успокаивающими ароматами? Попробуйте этот веселый эксперимент и узнайте, что такое соли для ванн. | Ледяной куб Magic Хотя это не совсем волшебство, это все же впечатляющий эксперимент, в котором используется давление и немного времени, чтобы разрезать кубик льда пополам. | ||
Разведение бактерий Возьмите образцы из разных мест и исследуйте рост бактерий путем собственного размножения. | Статическое электричество Сделайте ваши волосы дыбом, изучая статическое электричество и электроны с помощью этих интересных экспериментов. | ||
Апельсин плавает или тонет? Апельсины плавают или тонут в воде? Пришло время узнать это с помощью этого забавного научного эксперимента, связанного с плотностью. | |||
Растворяющийся сахар Если добавить сахар в воду, напиток не получится, но он поможет в этом простом эксперименте. | Свет, цвет и тепло Солнце нагревает одни цвета быстрее других, выясните, какие цвета поглощают, а какие отражают больше света. | ||
Создание музыки Создавайте крутые звуковые волны с помощью этого простого музыкального инструмента. | Движущиеся молекулы Вот отличный способ узнать, действительно ли молекулы в горячей воде движутся быстрее, чем в холодной. | ||
Громкоговорители с воздушными шарами Поэкспериментируйте с плотно упакованным сжатым воздухом внутри воздушного шара, чтобы превратить небольшие звуки в большие шумы. | Прорастание семян Посадите семена и узнайте о прорастании с помощью этого классного эксперимента.Наблюдайте за ростом саженцев, ухаживая за ними с нужным количеством света и воды. | ||
Вкус без запаха Проверьте свои чувства с помощью этого простого эксперимента, связанного с обонянием. | |||
Сумасшедшая шпатлевка Клейплюс бура и несколько основных ингредиентов - это настоящий безумный эксперимент со шпатлевкой. | Утечка воды Не знаете, как работает капиллярное действие? Затем узнайте больше с помощью воды, чашек и бумажных полотенец. | ||
Гравитационная свободная вода Чтобы перевернуть стакан с водой вверх дном, не обязательно, чтобы кто-то промок. | Микроскопические существа Возьмите образцы воды из разных мест и с помощью микроскопа исследуйте, что живет внутри. | ||
Объем легких Проверьте, насколько вы здоровы и здоровы, выполнив этот эксперимент, который измеряет, сколько воздуха могут удерживать ваши легкие. | Гибка соломы Соберите детей и полюбуйтесь удивительной гнутой соломкой. Это легкая оптическая иллюзия, для которой нужны только стакан, немного воды и соломинка. | ||
Ковшовое прядение Узнайте о центростремительной силе, как-то оставаясь сухим, вращая ведро с водой над головой. | Яичные пузыри Действительно ли яичная скорлупа содержит тысячи крошечных дырок? Узнайте это с помощью этого веселого научного эксперимента для детей. | ||
Сделайте снежинку Получите удовольствие, сделав свою собственную хрустальную снежинку с небольшой помощью буры и других предметов домашнего обихода, которые легко найти. | Сделайте радугу Используйте солнечный свет и воду, чтобы создать свою собственную радугу, с помощью этого классного задания, которое помогает объяснить, как работают радуги. | ||
Невидимые чернила Пишите секретные сообщения невидимыми чернилами, созданными из лимонного сока, прочтите их позже, если сможете понять, как это сделать. | Нагрев воздуха Посмотрите, что происходит с воздухом внутри воздушного шара, когда вы его нагреваете, действует ли он по-другому или остается прежним? Давай выясним! | ||
Лавовая лампа Make a Easy Узнайте, как сделать легкую лавовую лампу с помощью прохладной химической реакции и этого забавного научного эксперимента для детей. | Гибочная вода Статическое электричество может творить удивительные вещи. Узнайте, как с его помощью можно согнуть струю воды, используя только волосы и расческу. | ||
Перелив льда Узнайте о различиях между водой и льдом, попробовав этот простой эксперимент, который может вас удивить. | Стальная вата и уксус Поэкспериментируйте со стальной мочалкой и уксусом.Какая химическая реакция происходит, когда железо в стальной вате реагирует с кислородом? | ||
Доминирующая сторона Есть ли у вашего тела доминирующая сторона? Испытайте себя с помощью множества задач, чтобы найти свой доминирующий глаз, руку и ногу. | Прыгающие шары Узнайте о передаче энергии с помощью баскетбольного и теннисного мяча. |
простых научных экспериментов, которые вы можете проводить дома или в школе
ПОЧЕМУ НЕ ПОПРОБОВАТЬ НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПРЯМО СЕЙЧАС?
Вот список великих научных экспериментов с инструкциями, которые можно проводить дома или в школе. Чтобы ваш научный эксперимент был безопасным и успешным, обязательно:
- Получите разрешение родителей или учителей и их помощь
- Следуйте инструкциям, как написано
Счастливых открытий!
.Адаптация детей в школе: трудности первоклассников и пятиклассников
Начало осени для многих детей и их родителей тесно связано не только с приятными и волнующими моментами подготовки к школьной жизни, но и с трудным переходом ребенка из статуса дошкольника в статус школьника; от ученика начальной школы до ученика средней школы. В обоих случаях большинство родителей сталкивается с психологическими и социальными проблемами, связанными с новым этапом в жизни их детей - адаптацией к школе и приспособлением к новым условиям привычной школы.Ответ на вопрос «Как пройти этот путь с минимальными затратами для здоровья детей и нервной системы родителей?» - найди в этой статье.
В комплекте:
Период адаптации
Что такое «адаптация ребенка к школе»? В широком смысле слова адаптация - это привыкание к условиям окружающей среды. Адаптация к школе - это пристрастие к систематическому обучению и новым условиям школы. По мнению психологов, адаптация может длиться от 6-8 недель до полугода, а иногда и больше.Почему продолжительность этого процесса так сильно различается? Продолжительность адаптации связана со многими факторами: это «атмосфера» в семье, личность ребенка, уровень его знаний и навыков, тип учебного заведения, уровень сложности программы, пр.
Этапы адаптации
Процесс адаптации обычно делится на три основных этапа, каждый из которых имеет свои особенности.
● Первый этап адаптации называется «Ориентировочный».
Ребенок сталкивается с новыми условиями, изучает ситуацию, границы, нормы и т. Д. Некоторым детям это действительно сложно. Поэтому ребенок часто находится в напряжении: и физически, и психологически. Реакции могут быть ярко окрашены и вырезаны.
Этап длится, как правило, около двух-трех недель.
● Второй этап - это этап «Нестабильное приспособление».
Название говорит само за себя: ребенок начинает адаптироваться. Он или она уже близки к поиску оптимального поведения в предложенных условиях.В детской голове заложены модели поведения, это позволяет организму тратить меньше энергии, чем на первом этапе. Реакции уже менее эмоционально окрашены.
Продолжительность: около двух-трех недель.
● Третий этап адаптации - «Относительно устойчивая адаптация».
На этом этапе дети приобретают уверенность в выбранных формах поведения, становятся более устойчивыми. Это итоговая оценка концепции «Я школьник, и что это значит»…
Последний этап длится от пяти-шести недель до 1 года.
Особенности адаптации первоклассников
Адаптация ребенка к школьной жизни - сложный, многогранный процесс, благодаря которому ребенок адаптируется к новым условиям, к новому статусу. Гармоничное течение процесса адаптации невозможно без помощи взрослого человека, от которого ожидаются объяснения и уточнения, а также помощь, слова поддержки или просто объятия. Родитель должен понимать, что процесс адаптации носит временный характер, а продолжительность адаптации и дальнейший успех обучения ребенка зависит от того, сколько усилий приложит родитель.
Во многом адаптация ребенка к школе зависит от ситуации в классе. Если младший школьник чувствует себя комфортно, интересно и не боится - это облегчает процесс адаптации.
Дружественная атмосфера в классе - главная задача учителя в этот период. В это время у ребенка повышенная тревожность, внутреннее напряжение, заниженная самооценка. Важно дать ребенку возможность работать в удобном для него режиме.Воспитатель должен быть спокойным и сдержанным, обращать внимание на успехи и достижения детей. Если педагог не учтет специфику этого периода, это может привести ребенка к нервному срыву. Поэтому так важно следить за состоянием физического и психического здоровья первоклассника.
Если родитель подозревает, что адаптация ребенка затруднена, он или она должны поговорить с учителем. Кроме того, важно не стесняться обращаться за помощью к специалистам образовательного учреждения (психологам, логопедам, медицинским работникам и т. Д.).)
Особенности адаптации пятиклассников
У любого ученика, переходящего из начальной школы в среднюю, будет другой период - адаптация к новым условиям уже знакомой школы. Этот момент можно назвать переломным главным образом потому, что он совпадает с кризисными возрастными изменениями: ребенок перестает учиться в начальной школе, он становится подростком. В это время начинает формироваться личность - обретение чувства зрелости и становление себя как личности.Этот процесс протекает довольно болезненно и приводит к тому, что ребенок начинает отгородить себя от значимых родственников, которые до этого времени играли решающую роль в его жизни. Это проявляется в том, что подросток выступает против любого вмешательства в свою жизнь и часто идет против чувств и желаний взрослых.
Теперь подросток готов строить новые отношения со сверстниками. Именно через дружбу ребенок формирует модели социальных отношений, моральных ценностей и т. Д.
В этот период у ребенка происходят изменения в самооценке. Раньше это было напрямую связано с учебной деятельностью, уровнем знаний и оценкой этих знаний учителем. Сейчас главный критерий самооценки - это уровень общения со сверстниками. Ведущее направление деятельности - безвозвратно общение.
На этом фоне снижается учебная мотивация, падает успеваемость, случаются конфликты с учителями.
Родителям следует помнить, что умственная активность подростков в этот период достаточно высока. Но их развитие сейчас напрямую зависит от эмоций, которые ребенок испытывает во время обучения.
Успех или неудача существенно влияют на мотивацию к обучению. Ведь высокий балл «подтверждает» возможности подростка. Идеальный момент - это когда «оценка» и самооценка совпадают. Если этого не происходит, увеличивается внутренний дискомфорт, который со временем может перерасти во внутренний конфликт.
То есть, когда ребенок переходит из начальной школы в средние классы, он претерпевает не только внешние изменения, но и глубокие, внутренние.
Типы адаптации
Существует два основных типа адаптации ребенка к школе:
Социально-психологическая адаптация
Когда ребенок идет в первый класс, он или она получает новый статус школьника. Вместе с изменением статуса происходит переоценка ценностей: становится важным все, что связано с учебной деятельностью.Ребенок попадает в новый коллектив, его окружают незнакомые лица. В этот момент важную роль играют учитель и родитель. Они помогают настроить ребенка на положительное эмоциональное отношение к школе.
Для гармоничного прохождения периода адаптации важно обратить особое внимание на наличие следующих навыков:
• Когнитивные способности
Для большинства детей развитие познавательных способностей - естественный процесс.Но это не значит, что не стоит обращать внимание на более успешное развитие этого навыка. В старшем дошкольном возрасте этот навык развивается параллельно с памятью, вниманием, мышлением и познавательными интересами. Если все эти процессы развиваются гармонично, адаптация будет происходить быстрее и организм ученика будет тратить меньше энергии.
• Творческое мышление
В наше время важно думать «не как все». Смысл понятия «белокурая овца» сейчас кардинально меняется.Меняется и отношение к людям с ярким творческим мышлением. Родителям не стоит пугаться, если ребенок умеет «проявлять творчество» и нестандартно мыслить. В будущем это может стать хорошим подспорьем в некоторых критических ситуациях.
• Самоорганизация
С началом обучения ребенок попадает в систему с жесткими временными рамками: уроки, перерывы, дополнительные занятия - все в соответствии с определенным временем. Умение управлять и планировать время - очень важный навык для первоклассника.
Кроме того, важно развитие логики, воображения и общения.
Физиологическая адаптация
На плечи школьника ложится огромная физическая нагрузка: умственная в виде усвоения новых знаний и физическая - статическая позиция в учебном процессе. Чем сильнее давление, тем больше энергии тратит тело. Важно не упустить момент усталости.
Трудности и проблемы, с которыми могут столкнуться школьник и его родители
Родителям будущих первоклассников желательно знать основные трудности и проблемы, которые их могут ожидать в начальной школе:
1.Проблема вставания утром
В первые дни в школе, особенно если ребенку понравилось, он просыпается без каких-либо затруднений. Со временем первый интерес к школе притупляется, начинается рутина, поэтому процесс пробуждения может оказаться не таким простым. Часто утром прямо перед школой ребенок испытывает истерику. Один из способов гармоничного выхода из этой проблемы - «постепенное пробуждение». Это означает, что ребенка следует будить не резко, а постепенно, временным запасом, который позволит ему «впитаться» в постели.
2. «У Алекса есть, так что я тоже хочу!»
Новоиспеченный школьник, помимо процесса обучения и подготовки домашних заданий, активно общается со сверстниками. Высока вероятность, что ребенок увидит другого мальчика / девочку с красивым рюкзаком, крутым айфоном и поймет, что он хочет того же. Здесь перед родителями стоит непростой выбор: найти возможность сделать покупку для ребенка, чтобы не быть хуже других, или не последовать его примеру, но в этом случае ребенок может чувствовать себя неуверенно.Как выйти из ситуации, когда ребенок, закончив школу, заявляет: «Хочу планшетного Алекса»? Лучший вариант: предложить студенту сэкономить. Этим вы прививаете грамотное отношение к деньгам, даете ребенку «возможность» принять окончательное решение: «Так ли это нужно или лучше купить что-то другое?»
3. Опасное домашнее задание
Очень важно, чтобы дети делали домашние задания самостоятельно! Родитель всегда может помочь, но только после того, как попросит об этом.Поддержка со стороны родителей в этот момент обязательна: вы можете просто находиться в комнате, помогать переформулировать сложное в простое, но не выполнять работу за ребенка. Основная задача взрослого - помочь организовать учебное пространство: где будут размещены учебники и тетради, ручки и карандаши и т. Д.
Позволить ребенку быть независимым не означает отпустить его: вы можете контролировать ситуацию, не навязывая ее. Так вы даете понять своему ребенку: «Я вам доверяю!» и «Ты можешь все!»
Условия успешной адаптации
К наиболее удачным условиям адаптации относятся:
- наличие полной семьи;
- высокий уровень образования родителей;
- адекватных методов воспитания;
- уважение прав ребенка;
- Готовность ребенка к школе;
- Положительное отношение в семье к статусу школьника.
Признаки успешной адаптации:
1. Удовлетворенность процессом обучения.
Ребенок с удовольствием рассказывает о школе и с удовольствием ее посещает.
2. Освоение программы.
Ребенку не составляет особого труда справиться с поставленными задачами. Если ребенок работает по традиционной программе, но испытывает трудности, важно поддерживать его, а не сравнивать с другими детьми, не ругать и не указывать на недостатки.Если возникают трудности при обучении в рамках сложной программы (например, при углубленном изучении предмета), родителям стоит подумать о переходе на обычную программу.
3. Степень независимости.
Ребенок должен выполнять задания самостоятельно; только после безуспешных попыток он может обратиться за помощью к взрослому. Многие взрослые начинают помогать с самого начала - и это большая ошибка. К такому варианту подготовки домашнего задания ребенок быстро привыкает, и в будущем ему будет сложнее делать это самостоятельно.
4. Удовлетворенность учителем и одноклассниками.
Это одна из главных особенностей. Если у ребенка гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации пройдет с наименьшими затратами.
Общие рекомендации для родителей - советы психолога
Похвала
Каждая мама, помогая делать домашнее задание своему ребенку, замечает ошибки. Но она просто хочет, чтобы ребенок правильно написал и выполнил все задания! В этот момент внутренний критик матери, исключительно из любви к ребенку, начинает искать недостатки, указывая на ошибки ...
Родителю важно замечать, что у ребенка хорошо получается, чтобы сосредоточиться на этом.Это придаст уверенности и у студента появится желание стать лучше!
График подготовки домашнего задания
Чтобы понять, как лучше всего подойти к домашнему заданию, родителям необходимо понаблюдать за своим ребенком и ответить на несколько вопросов:
- Легко ли ребенку «попасть на работу»?
- сколько времени нужно на «разгон»?
- как долго после включения он может работать, не уставая?
- как быстро истощение?
Детям, которым трудно выполнять домашнее задание, лучше всего начать с литературного чтения.А тем, кто быстро истощается, нужно делать перерывы в математике.
Не требуйте слишком многого!
Родителям важно понимать и осознавать возможности ребенка. Для этого вы можете просто наблюдать: что у начинающего ученика получается хорошо, а что нет. Ставьте «цели» мягко, немного выше возможностей ребенка или в соответствии с ними.
Ставки на уверенность
Маме и папе очень важно знать «сильные стороны» своих начинающих учеников.Для этого ответьте на вопросы:
• «что меня радует в моем ребенке?»
• «что он или она умеет делать хорошо?»
Помогая своему ребенку стать уверенным в себе учеником, положитесь на то, в чем он хорош.
Всегда должна быть возможность успокоиться
Многие родители не знают, как успокоить ребенка в случае горя, разочарования и слез. В такие моменты очень важно разделить чувства ребенка и позволить ему или ей выразить их.В таких случаях нельзя произносить такие фразы: «Не обращайте внимания!», «Это не важно…», «Это мелочи!» И т. Д.
Укажите, что понимаете чувства детей: «Я знаю, что вы расстроены» и внимательно попросите рассказать, что произошло. Пока ребенок будет рассказывать, будут выражаться эмоции, и ребенок может почувствовать себя лучше.
Кроме того, родителям рекомендуется соблюдать следующие рекомендации:
- развивают «чувство» времени у начинающего студента;
- научите держать все в порядке;
- помните, что ребенок тоже имеет право на ошибку;
- дайте вашим детям возможность позаботиться о себе.
Медицинские рекомендации
- Стабильный распорядок дня. Привести ребенка в этот режим важно не сразу, а постепенно.
- Хороший сон.
- Удобное рабочее место. Важно правильно подобрать мебель (подходящую для роста ребенка) и расположить свет слева от ребенка.
- Прогулки на свежем воздухе (не менее двух часов в день).
- Отдых после школы (желательно со сменой деятельности).
- Рационально здоровое питание.
- Положительное отношение к окружающим.
- Стремление к успеху.
- Исключите просмотр телевизора и компьютерные игры перед сном.
Подводя итог, можно сказать, что адаптация к школе - серьезный путь, пройдя который ребенок выходит на новую ступень развития. Если его будут сопровождать слаженные работающие родители, педагог, психолог и медицинский работник, этот путь не будет слишком длинным и тернистым.
|
| |||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||