Вера надежда любовь именины


какого числа отмечают, дата и история праздника

День Веры, Надежды и Любови отмечается 30 сентября 2020 года (дата по старому стилю – 17 сентября). В этот день православная церковь почитает святую Софию и ее трех дочерей. В народе праздник прозвали «бабьими именинами».

День Веры, Надежды и Любови посвящен укреплению силы духа и мужества, которые не сможет сломить даже недостаток телесных сил.

Содержание статьи
  1. Традиции и обряды праздника
  2. История праздника
  3. Приметы

Традиции и обряды праздника

В церквях проходит богослужение.

На Руси в этот день женщины громко плакали, избавляя себя и семью от горестей, печали и бед. По окончании плача молодые юноши и девушки устраивали «деревенские святцы», где высматривали себе милых сердцу вторых половинок.

Замужние женщины покупали три свечи. Две из них ставили в храме перед иконой Христа. Последнюю с наступлением полуночи вставляли в каравай и читали 40 раз без остановки слова о спокойствии и благополучии в семье. Утром этим караваем женщины кормили свою семью.

История праздника

В годы правления императора Адриана (II век, 137-й год) в Риме проживала вдова София с тремя дочерями: Верой (12 лет), Надеждой (10 лет) и Любовью (9 лет). Это было время христианских гонений, и слухи о верующей семье дошли до правителя. По повелению Адриана София с детьми предстала перед ним и вместе с дочерями рассказала ему о своей вере в Бога.

Императора удивила смелость маленьких христианок. Он повелел одной из язычниц переубедить их, чтобы они отреклись от своей веры. Но все было напрасно. Тогда Адриан приказал им принести жертву его Богам, но его воля была отвергнута.

Разгневанный император повелел разлучить мать с дочерями и подвергнуть сестер пыткам, а София должна была смотреть на это своими глазами. Веру и дух маленьких христианок не смогли сломить даже пытки. Мать похоронила истерзанные тела дочерей и два дня оставалась у их могилы, где и скончалась на третий день. За душевные муки за Христа церковь причислила их к лику святых.

Проведи этот день интересно

Задание на сегодня: Отпустите все горести и печали, поплачьте если нужно. А потом идите искать свою половинку.
История праздника рассказывает об истории Софии и ее трех дочерей:Веры, Надежды и Любви. Семья была верующая и императору Рима Адриану это не понравилось. Он истязал дочерей на глазах матери в жертву богам.

Эта грустная история послужила дню укрепления силы духа и мужества, который не сможет сломить даже недостаток телесных сил. Раньше в этот день женщины громко плакали, избавляя себя и семью от печали, горести и бед. А после устраивали “ деревенские святцы”, где искали себе половинку.

Приметы

Если журавли отправились в полет, то покров будет морозным.

Зяблик летит – стужу несет.

Если гнездо (логово) ежа построено в середине леса, то зима будет лютой.

Если ранняя белка имеет голубую шубку, то весна будет ранней.

Если белка начинает линять снизу-вверх, то зима будет холодной.

Читать ~3 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 9
Сколько всего было просмотров: 2062

my-calend.ru

Вера, Надежда, Любовь и матерь их София

Дата праздника Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

30 сентября – важное число для многих, ведь в этот день Церковь чтит память мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, а значит и большинство женщин с этими именами отмечают свой день ангела. Впрочем, вопреки представлениям, далеко не все обладательницы этих прекрасных имен празднуют именины именно этого числа, у некоторых из них день ангела приходится на другую дату.

В этом материале мы собрали подробную информацию о празднике Веры, Надежды, Любви и матери их Софии: о жизни святых мучениц, традиции их почитания, молитвах к ним и других датах праздников, связанных с этими именами.

 

Жизнь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Вера, Надежда, Любовь и матерь их София – раннехристианские мученицы, жившие во 2 веке нашей эры в Римской империи. Известно, что София была родом из Милана. Она рано овдовела, после чего перебралась в Рим. Своих дочерей София воспитывала в христианской вере и даже дала им имена в честь главных христианских добродетелей – Вера, Надежда и Любовь.

В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа. Маленьких девочек (старшей Вере тогда было всего 12, а младшей Любови лишь 9) арестовали, подвергли истязаниям, а затем умертвили на глазах их матери. Сама София скончалась на следующий день у могилы своих дочерей. Но трагическая судьба на земле обернулась для мучениц вечной славой в ином мире. Церковь причислила их к лику святых и сегодня по молитвам к ним происходят чудеса.

Интересно, что в русской традиции имя София (что по-гречески означает «Мудрость») так и осталось без перевода, а вот имена ее дочерей Пистис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапе (Любовь) прижились у нас уже в русском переводе.

Подробнее о житии и канонизации Веры, Надежды, Любви и матери их Софии можно прочесть в нашем большом материале.

 

Именины (день Ангела) Веры, Надежды, Любови и Софьи – не только 30 сентября!

Димитриос Пелекасис. Святая София и ее дочери Надежда, Вера и Любовь

Большинство девушек с именами Вера, Надежда, Любовь и София отмечают именины именно 30 сентября. Но в церковном календаре есть и другие праздничные даты, связанные с этими именами. Более того, в последние годы таких дат стало больше, потому что Русская Православная Церковь канонизировала новых святых, пострадавших за веру уже в 20 веке.

Даты именин Веры, Надежды, Любови и Софии приведены ниже:

Дни Ангела для Веры:

26 февраля, 14 июня, 30 сентября, 14 октября, 15 декабря, 31 декабря.

Дни Ангела для Надежды:

14 марта, 20 марта, 30 сентября, 21 октября.

День Ангела для Любови:

30 сентября.

Дни Ангела для Софии:

28 февраля, 1 апреля, 4 июня, 17 июня, 14 августа, 30 сентября, 1 октября, 29 декабря, 31 декабря.

 

Храм, где хранятся мощи Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София издавна почитаются во Франции, в Эшо близ Страсбурга, куда частицы их святых мощей были перенесены более 1000 лет назад. 10 мая 777 года Святые мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, полученные епископом Страсбургским Ремигием от папы Адриана I, были доставлены из Рима в Эшо, в храм святого Трофима, который был тогда центром католического аббатства.

С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.

В монастыре собирались свидетельства о чудесах, которые происходили у мощей святых мучениц. Они привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».

Вплоть до Французской революции мощи святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии хранились в аббатстве.

Однако в 1792 году, спустя три года после революции, монастырские здания были проданы с аукциона, а святые мощи были растоптаны и сожжены революционерами.

В монастыре был устроен трактир с винным погребом. В 1822 году он был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.

После того, как в 1898 году во Франции было создано Движение по восстановлению памятников, остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены национальным достоянием, началось постепенное восстановление обители.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи святой Софии и ее дочерей, а другую – в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.

С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей святой Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.

К мощам не оскудевает поток паломников, в том числе и из России. Возле них регулярно совершаются православные богослужения.

 

Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии

Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии Православной Церковью был составлен акафист, а также написана краткая молитва.

 

Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

глас 4

Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

глас 1

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Кондак мучениц

глас 1

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Акафист святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии можно прочитать здесь.

 

Иконы, картины с изображением мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. XVIII в.

 

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)»

 

В. Тропинин. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. 1818

 

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Памятник в Петербурге

foma.ru

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их Софи́я

Творение Феофаново

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Твоя́ победи́тельная десни́ца боголе́пно в кре́пости просла́вися. Та́ бо, Безсме́ртне, я́ко всемогу́щая, проти́вныя сотре́, изра́ильтяном пу́ть глубины́ новосоде́лавшая.

Преми́рныя Твоея́, Христе́, и несказа́нныя прему́дрости осия́ние да́руй мне́, Влады́ко, благоле́пныя и благосла́вныя Твоея́ му́ченицы, я́ко да воспою́ Софи́ина прозябе́ния.

Нарица́ние Твое́ я́ве жи́тельством, богому́драя, украси́ся: всю́ бо проводи́ла еси́ жи́знь твою́ прему́дрости жела́нием, сла́вная Софи́е, му́дрости осия́вшися благода́тию.

Тво́й всеблаже́нный пло́д, Пребоже́ственныя Тро́ицы коли́чеством украша́емь, страда́льчески за О́ную подвиза́ся, всему́драя Софи́е, Прему́дрости Боже́ственныя тезоимени́тая.

Те́ло и ду́шу доброде́тельми очи́стивше, де́вы отрокови́цы три́ Тебе́ приведо́шася, му́ченически, у́мному Жениху́ Христу́, Ве́ра с Наде́ждею, и Любо́вь сла́вная.

Богоро́дичен: Ве́сь зра́к мо́й прии́м, И́же во зра́це Бо́жии пре́жде зри́мь, всего́ обнови́, в Твое́м чре́ве боголе́пно всели́вся, Пречи́стая. Те́мже Богоро́дицу, ве́рнии Тя́ вси́ сла́вим.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Еди́не Ве́дый челове́ческаго существа́ не́мощь и ми́лостивно в не вообра́жся, препоя́ши мя́ с высоты́ си́лою, е́же вопи́ти Тебе́, Святы́й: одушевле́нный Хра́ме неизрече́нныя сла́вы Твоея́, Человеколю́бче.

Гла́са послу́шавше Христо́ва, зову́ща к безсме́ртней и безстра́стней жи́зни, после́доваша венцено́сицы де́вы и му́ченицы, е́же вопи́ти Тебе́, Святы́й: Хра́ме одушевле́нный пречи́стыя сла́вы Твоея́, Человеколю́бче.

Кре́пость дарова́ Христо́с, стоя́щим пред суди́щем му́ченически ва́м, я́ко обеща́ся, и богодохнове́нныя му́дрости испо́лни, и све́тлы показа́ победоно́сныя му́ченицы, де́вства сия́юща благода́тию.

Притупи́сте у́м вра́жий де́вы великохва́льный и того́ горды́ню низложи́сте, великому́дренно подви́гшеся, и пре́жде хва́лящагося истреби́ти мо́ре тече́ньми крове́й потопи́сте.

Му́дрости вы́шния Христо́вы бога́тно насы́тившеся, избра́нныя му́дрости и благоу́мныя, дще́ри три́ посрами́ша му́чащих свере́пства и неи́стовство неде́ржное, вити́йствующе Боже́ственная уче́ния.

Богоро́дичен: Святы́х Свята́го Христа́ свя́то породила́ еси́, Святы́ни свято́е селе́ние, во святы́х почива́ющаго, Ему́же вопие́м: свя́т хра́м одушевле́нный неизрече́нныя сла́вы Твоея́, Человеколю́бче.

Седа́лен, гла́с 1.

А́гницы слове́сныя А́гнца и Па́стыря, огню́ и лю́тым му́кам пре́дани бы́сте и яви́стеся А́нгелом равноче́стни. Те́м вси́ свяще́нную ва́шу па́мять пра́зднуем в весе́лии се́рдца, де́вы богому́дрыя.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Го́ру Тя́ Благода́тию Бо́жиею приосене́нную, прозорли́выма Авваку́м усмотри́в очи́ма, из Тебе́ изы́ти Изра́илеву провозглаша́ше Свято́му, во спасе́ние на́ше и обновле́ние.

Укре́пльшеся Боже́ственною благода́тию, добропобе́дныя, Ве́ра, Любо́вь и Наде́жда мучи́телей преще́ния му́жественно посрами́ша, огне́м всесожега́емы, всему́дрыя, и Жениху́ Христу́ приводи́мы.

Возмого́ша, Креста́ всеору́жием огради́вшеся, Ве́ра, Любо́вь и Наде́жда муче́ний благомо́щно ра́ны стерпе́ти, святы́я, да́же до крове́й крепча́йше ко греху́ проти́вльшеся.

Свещи́ тричи́сленныя му́дрости сия́ющия, Ве́ра, Любо́вь и Наде́жда, Тро́ицы просвеще́ньми я́ве блиста́ющияся, пресве́тло Це́ркви просвеща́ют, ко спасе́нию на́шему и защище́нию.

Богоро́дичен: Святы́х Свята́я Богоро́дице Всепе́тая, ожида́ние язы́ков и спасе́ние ве́рных, из Тебе́ возсия́ Изба́витель и Жизнода́вец, и Госпо́дь во спасе́ние на́с, пою́щих Тя́.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Просвети́вый сия́нием прише́ствия Твоего́, Христе́, и освети́вый Кресто́м Твои́м ми́ра концы́, сердца́ просвети́ све́том Твоего́ богоразу́мия правосла́вно пою́щих Тя́.

Терпе́нием мудрова́ний му́ки подъе́мляху, и му́дрости су́щия в Бо́зе, глаго́люще та́йны, держа́щаго посрами́ша три́ де́вы богоно́сныя, ве́рою и естество́м связу́емы.

Ра́дуется прама́ти, ви́дящи побежда́ема льсти́ваго, из Еде́ма дре́вле изгна́вшаго сию́, жена́ми богому́дрыми, Наде́ждею, Ве́рою и Любо́вию, Софи́и рожде́ньми.

Ядови́таго мучи́телева ласка́ния избего́ша, и муче́ний я́звы во́льне претерпе́ша честны́я отрокови́цы, Твое́ю любо́вию уя́звльшеся, Христе́, и Боже́ственным Твои́м раче́нием.

Богоро́дичен: Веселя́тся Небе́сныя Си́лы ви́дяще Тя́, ра́дуются с ни́ми челове́ков состоя́ния: Рождество́м бо соедини́шася Твои́м, Де́во Богоро́дице, Его́же досто́йно сла́вим.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Обы́де на́с после́дняя бе́здна, не́сть избавля́яй, вмени́хомся я́ко о́вцы заколе́ния, спаси́ лю́ди Твоя́, Бо́же на́ш: Ты́ бо кре́пость немощству́ющих и исправле́ние.

Ра́дующеся, во Твои́, Влады́ко, пречи́стыя дла́ни возложи́ша наде́жды отрокови́цы три́, Тро́ицы коли́чеством и число́м почте́нныя и похваля́емыя.

Светя́щеся де́вства добро́тами, му́ченическими увязе́ньми украси́шася, и вене́ц сугу́б свы́ше досто́йне прия́ша от Христа́ Жизнода́вца и Всеще́драго.

Приведо́шася, Влады́ко, в хра́м Тво́й, все́х ца́рствующаго, де́вственная сокро́вища честна́, приобщи́тися Ца́рствию Твоему́: Ты́ бо те́х и све́т еси́, и весе́лие.

Богоро́дичен: Ра́дуются о Тебе́, Де́во Пречи́стая, ро́да на́шего пра́отцы, Еде́м восприе́мше Тобо́ю, его́же преступле́нием погуби́ша: Ты́ бо Чи́ста и пре́жде Рождества́, и по Рождестве́ еси́.

Конда́к, гла́с 1.

Софи́и честны́я свяще́ннейшия ве́тви Ве́ра и Наде́жда, и Любо́вь показа́вшеся, му́дрость обуи́ша е́ллинскую благода́тию, и пострада́вше, и победоно́сицы яви́вшеся, венце́м нетле́нным от все́х Влады́ки Христа́ увязо́шася.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Тебе́ у́мную, Богоро́дице, пе́щь разсмотря́ем, ве́рнии, я́коже бо о́троки спасе́ три́ Превозноси́мый, ми́р обнови́ во чре́ве Твое́м всеце́л, хва́льный отце́в Бо́г и препросла́влен.

Трисия́нною еди́нства благода́тию озаря́еми я́ве, де́вы де́монское разруши́ша тьмонеи́стовство, Све́т Триипоста́сный богосло́вяще и пою́ще: хва́льный отце́в Бо́г и препросла́влен.

На небесе́х черто́ги иму́ще, свещено́сныя ду́ши, со А́нгелы ве́село ны́не ликовству́ете, сла́ву присносу́щную зря́ще и глаго́люще: хва́льный отце́в Бо́г и препросла́влен.

Терпели́во, я́ко о́троцы, противле́ние показа́вше, о́гнь попра́ша му́жественно: те́х бо равночи́сленныя ра́зум равноста́тный богоно́сныя стяжа́ша, хва́льнаго отце́в при́сно Бо́га и препросла́вленнаго.

Богоро́дичен: Дае́ши, Чи́стая, оставле́ние прегреше́ний воспева́ющим Тя́ ве́рно, избавля́ющи напа́стей и вся́каго обстоя́ния: Тя́ бо ны́не стяжа́хом прибе́жище, Богоневе́стная, я́ко хва́льнаго отце́в Бо́га рука́ми носи́вшая.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: В пещи́ о́троцы Изра́илевы, я́коже в горни́ле, добро́тою благоче́стия чисте́е зла́та блеща́хуся, глаго́люще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Де́вы богосве́тлыя, Ве́ра, Наде́жда, Любо́вь, добро́тою благоче́стия чисте́е зла́та блеща́хуся, глаго́люще: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Сия́ющия и светови́дныя муче́нием проявле́нно бы́вшия де́вы, ве́рнии, воспои́м, глаго́люще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Враче́вств струю́ оби́льно, дово́льно и бога́тно ра́ки страстоте́рпиц источа́ют при́сно, ве́рою зову́щим: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Богоро́дичен: Земля́ свята́я была́ еси́, Чи́стая, жизноно́сный Кла́с ро́ждшая, присносу́щныя жи́зни Хода́тая, Христа́, Ему́же вси́ зове́м: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: О́браз чи́стаго Рождества́ Твоего́ огнепали́мая купина́ показа́ неопа́льная, и ны́не на на́с напа́стей свире́пеющую угаси́ти мо́лимся пе́щь, да Тя́, Богоро́дице, непреста́нно велича́ем.

Све́том Трисия́нным исполня́еми и сия́ния Боже́ственнаго ны́не насыща́ющеся, купноиме́нныя доброде́телей и тождеиме́нныя любве́, наде́жди, и ве́ры, наде́ждею и любо́вию ны́ и ве́рою утверди́те.

Да вы́шняя Кре́пость ны́не укроти́т обдержа́щую бу́рю е́реси, о страстоте́рпицы непобеди́мыя, и пода́ст ве́рным единоу́мие, проси́те, мо́лим непреста́нно, доброде́вы.

Но́щь жития́ всему́дрыя, преше́дше, де́нь постиго́сте невече́рний, му́ченически веселя́щеся и де́вственно хва́лящеся благода́тию, и Боже́ственнаго Ца́рствия нетле́ннаго сподобля́емы.

Богоро́дичен: О, ка́ко Де́ва роди́ присносу́щее Сло́во и Ипоста́сное, Сия́ние О́тчия Ипоста́си, на́шего Благоде́теля и Го́спода, из Нея́ вопло́щшася, Его́же досто́йно велича́ем.

azbyka.ru

Святые Вера, Надежда, Любовь и матерь их София

Идут из глубины веков
И почитаются в России
Надежда, Вера и Любовь
С премудрой матерью Софией.

Святые Вера, Надежда, Любовь и матерь их София

Вера, Надежда, Любовь и матерь из Софья

Имена святых мучениц, девочек Веры, Надежды и Любови и матери их Софии неразрывно связаны вместе в народном сознании. Дни их поминовения — с 30 сентября — отмечались на Руси как Всесветные Бабьи именины, что соответствует современному празднику Женский День (8 марта). Длились они целых три дня в почитание материнской Мудрости и женских Добродетелей.

Во втором веке, в Риме, жила тихой, затворнической жизнью одна очень благочестивая женщина-христианка, вдова с тремя юными дочерьми, звали ее София – что в переводе означает — Мудрость.   Детей своих она назвала в честь главных христианских добродетелей – Пистис, Эльпис, Агапэ ,   что в переводе с греческого означает Вера, Надежда, Любовь. В те времена в языческой Италии были суровые гонения на христиан. Проповедование Сына Божиего грозило жестоким наказанием, а зачастую пытками и смертью. Несмотря на это, горячо веровавшая женщина не побоялась не только сама принять крещение, но и воспитать в любви к Иисусу Христу своих дочерей. Отроковицы росли   в труде и послушании, много времени уделяли молитве и чтению духовных книг.

Вере было 12, Надежде 10, а Любови всего 9 лет, когда слух о удивительной праведной семье дошел и до императора Адриана. Деспот разгневался – такой чудесный пример светлой христианской жизни не должен был вызывать восхищение подвластных ему людей! Он приказал привести христианок к нему во дворец на суд и заставить отречься от своей веры. София знала, что за неповиновение их ждет там только одно – смерть…

И вот мужественная мать начинает готовить своих любимых дочерей к мученической кончине. Упав на колени, София и дочери душой обратились к   Богу. Но не было в их словах просьбы пронести мимо сию страшную чашу! В горячей молитве просили они того, что едва может понять простой человек: чтобы Господь дал им твердости устоять в вере, мужества пострадать за Него, не дал испугаться предстоящих мук и послал сил достойно встретить смерть.

Хитрый император вначале отдал мать и девочек под попечительство одной очень умной и красноречивой женщине, чтобы та, своими речами, смогла разубедить их в вере в Иисуса Христа и уговорила поклониться языческим божествам. Насколько тяжело матери было сделать выбор?! Ее убеждали пойти на хитрость, принеся богине Артемиде жертвоприношение – бросив щепотку ладана к ногам мертвой статуи. И вот – она с дочерьми на свободе! И можно уже тихо, не привлекая к себе внимания, продолжать молиться своему Богу… Но София решается на смерть – не на предательство.

Наконец, твердые в вере мать и дочери предстают перед императором. Пока еще не поздно одуматься, сохранить жизнь себе и детям. Но София гонит от себя эти заманчивые мысли и обнимает своих дочек, которых вот-вот вырвут из ее рук и отправят на пытки.

— Милые мои! Настал час нашей радости – вскоре мы будем рядом с Иисусом. Не жалейте о земной жизни – вас ждет жизнь небесная. Не верьте уговорам императора, покажите себя моими достойными дочерьми!

И вот, Адриан забирает Веру, Надежду и Любовь от матери и начинает ласково разговаривать с ними:

— Дети мои, я всей душой полюбил вас и не хочу вашей смерти! Поклонитесь нашим божествам и будьте моими дочерьми!

Ожидал ли император легкой победы над слабыми девочками? Несомненно! С одной стороны – страшные муки, с другой – счастливая жизнь во дворце и мама будет жива… Как же разгневал его их ответ!

— Наш отец – Господь, и мы его дети. Не нужна нам другая любовь, за него мы готовы умереть!

Император впал в ярость – его милости был бы рад любой, а тут его отвергли, и кто – немощные девы! И он принимает решение пытками заставить непокорную семью отречься от своей веры. Для Софии же он придумал еще более страшное испытание   – видеть, как мучают ее родных дочерей…

Первой схватили двенадцатилетнюю Веру. На глазах у матери и сестер ее   истязали, отрывая куски от юного тела, бросали на раскаленную решетку, опускали в кипящую смолу…

Но София не крикнула:

— Стойте! Не надо! Я отрекаюсь от Иисуса! Только оставьте мое чадо…

Ее сердце разрывалось от страданий, но она молилась Господу, чтобы тот ослабил боль и забрал к себе ее старшую дочь. Казалось, Ангел хранил ее от мук – девочка не проронила ни слова до того момента, когда бессильный император приказал отрубить ей голову.

— Я буду молиться за вас перед Господом!

И Вера радостно приняла свою смерть.

Настал черед Надежды. Адриан снова дал ей шанс одуматься, надеясь на ужас, который охватит еще совсем юную христианку при виде мучений Веры.

— Отрекись от Христа и будь мне любимой дочерью!

— Но разве я не сестра той, которую ты убил? У нас с ней один отец – Господь.

После этих слов пощады уже не было. Но, жестоко избиваемая, она не издала ни звука. И, даже брошенная в раскаленную печь, оставалась невредимой: Ангел Божий хранил отважную девочку.

— Перетерпи муки, сестренка! Скоро ты вместе с нами будешь стоять перед Господом!

Крикнула Надежда своей младшей Любови. Поняв, что и этого, отважного нечеловеческой силой ребенка, не сломить, император дал знак:

– Отрубить ей голову!

Видя казнь старших сестер, совсем еще маленькая, девятилетняя христианка яростно отвергла императора. Привязанная к колесу Любовь была изуродована до неузнаваемости, но продолжала молиться, с молитвой же она сама вошла в раскаленную печь, куда ее собирались бросить палачи. Огонь не посмел коснуться святой мученицы, но обезумевший от бессилия император уже не видел чудес…

София осталась одна живой над трупами трех своих изуродованных дочерей. Император Адриан прекрасно понимал, что обезумевшая от душевных страданий мать с радостью встретит свою смерть, и тогда… он помиловал ее. Но не по доброте своей – а по немыслимой жестокости, вручив ей тела и головы маленьких мучениц для погребения. Высоко на холме, за городом, с почестями похоронила София своих детей, а сама так и осталась сидеть у их могил. На третий день она тихо скончалась. Верующие люди похоронили ее рядом с могилами ее святых девочек.

София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Немощные телом, своею мученической кончиной они показали огромную силу духа и бесконечное мужество, укрепляемое благодатью Святого Духа. Теперь святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София своими молитвами поддерживают нас в христианской вере и добродетельной жизни. Им молятся о сохранении подростков от искушений мира и о любви между родителями и детьми .

Святые останки матери и дочерей хранились в Эльзасе , в бенедиктинском аббатстве на острове Эшо, а местный монастырь стал называться аббатством Святой Софии. Мощи святых мучениц привлекали к себе множество паломников, вокруг аббатства разрослась целая деревня, а для приезжающих была построена большая гостиница. Но после французской Революции монастырские здания были проданы, в самом монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи, осталось неизвестным…

www.pravmir.ru

Вселенские бабьи именины, Вера-Надежда-Любовь

Большой праздник — Вселенские бабьи именины (Фото: Stasy1980, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 17 сентября.

Православные в этот день отмечают память четырех мучениц — Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Согласно преданию, София была вдовой и воспитывала своих дочерей в христианском благочестии. Узнав об этом, император попытался обратить их в язычество — сначала уговорами и подарками, а затем угрозами.

Девушки оказались стойкими, и правитель приказал подвергнуть их пыткам. Юные христианки чудесным образом перенесли их невредимыми, а погибли, только будучи обезглавленными. София похоронила своих дочерей и спустя три дня скончалась от горя. На момент смерти Вере было двенадцать лет, Надежде — десять, а Любови — всего девять.

Изначальные греческие имена девушек — Пистис, Элпис и Агапэ — были переведены на русский язык, а имя матери — София (что означает «мудрость») — сохранило оригинальное звучание.


На Руси в этот день праздновали свои именины многие девушки и женщины, ведь эти четыре имени были очень популярны в народе. Поэтому со временем начали отмечать большой праздник — Вселенские бабьи именины. С ним поздравляли всех женщин. Именины праздновали обычно три дня, прославляя материнскую мудрость и женские добродетели — веру, надежду и любовь.

В этот день каждой женщине полагалось поплакать о себе, о своих родных и близких. После этого с чистым сердцем принимались за хозяйство, пекли именинные пироги и кренделя.

Как правило, праздник в память Веры, Надежды и Любови выдается ясным и теплым. Наши предки подмечали: если журавли полетят в этот день на юг, то на Покров уже будет мороз.

Именины в этот день

Александра, Вера, Дмитрий, Зиновий, Иван, Илья, Ирина, Любовь, Мирон, Надежда, Никодим, Павел, Серафим, Софья

www.calend.ru

День Веры, Надежды, Любови и Софии: когда отмечают, история, приметы и что категорически нельзя делать в этот праздник

Данный праздник установлен в память о печальном событии – мученической смерти святой Софии и трех ее дочерей.

В последний день сентября церковь вспоминает мучениц Веру, Надежду, Любовь и Софию / фото: mvestnik.ru

День Веры, Надежды, Любови и матери их Софии традиционно празднуется в конце первого месяца осени. Ежегодно 30 сентября православная церковь чтит память этих святых мучениц, погибших за христианскую веру.

Вера, Надежда, Любовь и мать их София: история

Благочестивая вдова София и трое ее дочерей – раннехристианские мученицы, жившие во II веке нашей эры в Риме во времена правления императора Адриана.

София, чье имя в переводе с греческого означает "мудрость", была благочестивой христианкой. И своих дочерей она назвала в честь главных христианских добродетелей: Веры, Надежды и Любви.

Читайте такжеЕврейский Новый год 2019: как празднуют Рош ха-Шана, традиции и обычаи

Узнав о сильной вере Софии и ее дочерей, император приказал доставить их во дворец, требовал от христианок отречься от своей веры и принести жертву языческим богам. Однако те оставались непреклонными.

Разгневанный император повелел применить к девочкам ужасные пытки. Старшей, Вере, на тот момент было 12 лет, Надежде – 10, а Любови – всего 9 лет. Мать их Софию не подвергли телесному истязанию, однако обрекли на еще более сильные душевные мучения – заставили смотреть на пытки своих детей.

Страдалица похоронила своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день она там же и умерла. За перенесенные мучения София вместе с дочерьми была причислена церковью к лику святых. Их мощи с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо (Франция).

Кто празднует именины 30 сентября

В день памяти Веры, Надежды, Любови и Софии свои именины отмечают все девочки, девушки и женщины с такими именами. В этот день их принято поздравлять с днем ангела, а также дарить подарки, в частности, иконы, ладанки и различные сладости.

За мучения, которым подверглись София и ее дочери, они были причислены к лику святых / фото: vokrugsveta.ua

Считается также, что рожденная 30 сентября девочка будет мудрой, справедливой, хорошей хозяйкой, матерью и женой.

Традиции празднования Дня Веры, Надежды, Любови и Софии

Этот праздник еще называется в народе "вселенскими женскими именинами" или "бабьим праздником". Такое название он получил, так как это утро женщины начинали с громкого плача, как бы отдавая дань памяти Софии, которая страдала и плакала за своими дочерьми.

Такой плач считается своеобразным оберегом, наши предки верили, что если в этот день хорошо выплакаться, то потом весь год ничего плохого уже не случится. Плач должен быть громким, чтобы наверняка отпугнуть зло от дома.

Читайте такжеДень учителя 2019 в Украине: когда отмечается и как поздравить педагогов

Принято также идти в церковь и молиться перед иконой святых, просить у них сил для укрепления веры, здоровья, благополучия и любви. Мученице Софии молятся о здоровье детей, исцелении от женских заболеваний, благополучном зачатии ребенка, а также тяжелых потерях.

Праздник Веры, Надежды, Любови и Софии лучше всего провести в кругу самых близких людей, обмениваться хорошими новостями, играть с детьми, угощать их сладостями. Детям в этот день уделяется особое внимание, особенно девочкам.

Что категорически запрещено делать в этот праздник

30 сентября женщинам не рекомендуется ничего делать по дому и на огороде.

В день Веры, Надежды, Любови и Софии нельзя устраивать никакие застолья, ведь повод у праздника трагический. Также категорически запрещается проводить венчания и свадьбы.

Не следует ругаться с близкими людьми, ведь в этот день вся плохая энергия обязательно возвращается обратно.

Приметы дня святых мучениц

Считается, что в этот день чаще всего уже бывает довольно холодно и дождливо, а после Веры, Надежды, Любови и Софии начинаются первые заморозки.

Если 30 сентября полетят журавли, то на Покров (14 октября) будет мороз, а если нет – то зима наступит позже. Обычно вслед журавлям кричали: "Колесом дорога", чтобы они весной вновь вернулись в родные края.

Дождь в этот день обещает раннюю и не очень холодную весну.

Если же в день святых мучениц еще и гром прогремит, то осень будет длиться долго, но будет теплой и безветренной.

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

www.unian.net

ПРАЗДНИК ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ В 2019 ГОДУ

Предлагаем узнать День Веры, Надежды, Любови и Софьи какого числа состоится в 2019 году, какие традиции сопровождают этот день, что можно и чего нельзя делать на праздник.

Вера Надежда Любовь в 2019 году - 30 сентября

Скажем сразу, что многие традиции несколько напоминают языческие, что немного противоречит сути самой памятной даты. И все же, такие обряды существовали, им придавалось особое значение. Кроме того, существовали народные приметы погоды. По определенным признакам выясняли какой будет зима, весна и продлится ли еще теплая осень. Узнайте больше об этой дате из нашей статьи: традиции, интересные факты и дату почитания трех сестер и Софии. 

История памятной даты

История возникновения этой памятной даты тянется еще со II века. В это время власть имел император Адриан. Это было время гонения христиан, притеснения их веры, взглядов. Вдова София и ее три дочери жили в Риме, куда они переехали из Милана. Семья жила у богатой женщины, которую звали Фессамния. Семья Софии была очень верующей и слухи об их семье распространились по всей Италии. София вместе со своими детьми была верна Христу и не собиралась предавать эту веру. Тогда император приказал предстать семье перед ним и буквально устроил им допрос. Стоит отметить, что девочкам на тот момент было 12, 10 и 9 лет. Император приказал Софии и ее дочерям отречься от своей веры и уверовать в язычество. Но смелые маленькие христианки не подчинились, оставаясь верны Христу, они также отказались от жертвоприношения языческим божествам. Адриан разозлился на девочек, осознавая при этом, что они очень тверды в своих убеждениях. 

Тогда злой император Адриан приказал разлучить мать с дочерьми и подвергнуть их пыткам. София должна была наблюдать за мучениями девочек, их казнили буквально на глазах у матери, девочки были обезглавлены. Издеваться начали со старшей сестры Веры. Во время пыток она даже не пискнула. Младшие девочки видели страдания Веры и точно также не проронив ни звука, ни слова мужественно терпели все издевательства. Это были жестокие пытки. Император наблюдал, как дети терпели пытки и не сдавались. Софию же пыткам не придавали, видя, что она не сломится ни при каких обстоятельствах. 

Детей помогли похоронить такие же верующие люди, как и сама София. Она два дня не покидала могил девочек, а на третий скончалась и сама. Софию похоронили рядом с детьми. 

София и три ее девочки были возведены церковью в лик святых. Мощи сестричек и их матери находятся в церкви Эшо, в Эльзасе. Но об этом немного позже. 

Добавим, что изначально девочек звали Элпис, Пистис, Агапэ, эти имена были переведены. Имя же их матери «Мудрость» осталось без перевода. 

В 2017 году дата почитания сестер и их матери выпадает на 30 сентября. Считается, что девочки, которые родились в этот день должны быть названы одним из имен сестер или именем их матери. В день Ангела, женщина должна также почитать святых сестер и Софию. 

30 сентября - именины Веры, Любови, Надежды и Софьи

В день почитания сестер свои именины отмечают все девочки, девушки и женщины по имени Вера, Любовь, Надежда и София. Их принято поздравлять с днем их Ангела, посвящать им стихи, дарить подарки, им также преподносят иконы, ладанки, разные сладости. В свою очередь именинницы угощают родственников и друзей пирогами, которые сами же испекли. Именинницы также посещают церковь, молятся у иконы трех великомучениц, просят о здоровье, любви, о крепкой вере, о благополучии. 

Отметим, что свои именины отмечают не один, а целых три дня. В эти дни женщины прославляют женское счастье, семейное благополучие, веру. Они приглашают в гости своих родственников и друзей, совершают благие поступки. 

Кроме того, считается, что дитя, которое родилось в день памяти этих мучениц будет  невероятно мудрым, справедливым, будет хорошей хозяйкой, великолепной матерью и женой. 

Традиции и обычаи праздника 

Одной из главных традиций у женщин считалась традиция громко поплакать утром. Считалась, что плачь отгонит от дома и семьи все невзгоды, беды, болезни и горести. Плакали и для того, чтобы немного пожалеть себя, если говорить современным языком «выпустить пар». Ну а если поводов для плача не было, то плакали о жизни близких людей, друзей, соседей. Даже была поговорка такая: «Кто слезы утром рано проливает, тот всю семью от горести оберегает». В этот день также вспоминали, что надеяться нужно на добро, но и быть готовым к худу. Плач является своеобразным символом страдании Софии по своим детям. Со слезами выходят все беды, переживания, успокаиваются нервы. 

Когда плач прекращался молодые люди устраивали так называемые «деревенские святцы», на них было принято присматриваться ко второй половинке. 

Замужним женщинам положено было идти в церковь с тремя свечами. Две свечки ставили пред иконой Иисуса Христа. Третью свечу нужно было в полночь вставить в каравай и прочитать слова о спокойствии целых 40 раз. На утро кусочки каравая раздавали всем членам семьи. Считалось, что этот каравай могут попробовать только члены семьи и никто другой посторонний. Их или съедали, или отдавали домашним животным. Такой обряд должен принести в семейный дом спокойствие, тепло, уют, должны уйти все раздоры, проблемы, болезни. 

Принято также в церкви обращаться к иконе трех святых мучениц, просить у них сил для укрепления веры, здоровья, благополучия, любви. У великомученицы Софии просят здоровья для больного ребенка, молятся также об избавлении от женских заболеваний, просят о зачатии ребенка, молятся также о тяжелых утратах. 

В целом, этот день принято проводить в кругу самых близких людей, обмениваться хорошими новостями, играть с детьми, угощать их разными сладостями. Детям уделяется повышенное внимание, особенно девочкам. 

Приметы на праздник

Есть на этот день и народные погодные приметы. Например, если заметили, что журавли уже отправились в долгий полет, то на Покров можно ожидать морозным. 

Зима будет очень холодной, если еж строит свое логово посередине леса. Наблюдали за белкой. Если она линяла снизу-вверх, то жди холодной и даже суровой зимы. 

Если у белки наблюдалась голубая шуба, то будет ранняя весна. 

Обычно на Веру, Надежду и Любовь достаточно холодно. Погода как бы говорит о скором приближении зимы. Даже могут пройти первые заморозки. А вот если в этот день моросит дождь, то весна будет ранняя и не очень холодная. Если же в этот день еще и гром прогремит, то осень продлится долго, будет теплой и безветренной. 

Считалось, что 30 сентября собирают последний урожай яблочек. 

Чего нельзя делать в этот день

Были и свои запреты на этот день. Например, плохим знаком считалось 30 сентября проводить венчание, праздновать свадьбы и даже помолвки. Допускались лишь так называемые «святцы» или «вечерины», во время которых молодые люди присматривались друг к другу. 

Женщины в этот день освобождаются от любой работы: в поле, дома, в огороде. Запрещалось совершать даже самую мелкую и, казалось бы, безобидную работу. Главная задача женщины на этот день — это хорошенько поплакать. Плач должен быть громким, чтобы наверняка отпугнуть зло от дома. 

Интересные факты

Мощи святых в 15 веке по решению Папы Римского были перевезены на Марсово поле в церковь, это была церковь, названная в честь святого Сильвестра, а часть их передали монастырю. 

Уже в 777 году останки были перевезены в Эшо, женский монастырь, расположенный во Франции. Очень много паломников приезжали, чтобы побыть рядом с останками святых. Рядом с монастырем даже была построена огромная гостиница для приезжающих. Но во время революции это место было разгромлено, а мощи выкрали. Как известно на сегодня, монахини забрали и спрятали мощи на кладбище монастыря, но местонахождение их до сих пор неизвестно. 

Этому дню посвящено множество стихотворений, песен, а также различных полотен. 

Вот такой он День трех сестер и матери их Софии. Маленькие сестры остались преданы своей вере, несмотря на чудовищные и ужасные пытки. Они не отреклись от своей веры в Иисуса Христа и не приняли язычества. Хотя стоит отметить, что многие обряды, совершаемые в этот день напоминали как раз языческие обряды. Вместе с тем, стоит помнить, что 30 сентября — это день семейного благополучия, любви, крепкой веры, непоколебимости, силы духа, надежды, мудрости. Сами имена великомучениц являются символами добродетелей христиан. Этот праздник очень любят в церкви, в этот день в церковь приходит большое количество людей, они читают молитвы, просят счастья для себя и своих близких. Приходят большими семьями, вместе с детьми, чтобы вспомнить сестер и их мать и помолиться. 

freewoman.club

Вера Надежда Любовь 30 сентября: история дня мучениц

30 сентября верующие отмечают день памяти четырех мучениц: Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Праздник в народе получил другое название — Вселенские бабьи именины. С ним на Руси поздравляли всех женщин, так что это повод устроить репетицию 8 Марта.

История праздника

Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии во II веке. Их мать, которая в будущем станет святой Софией, назвала своих дочерей в честь главных христианских добродетелей: Пистис, Эльпис, Агапэ, — что в переводе с греческого означает Вера, Надежда, Любовь. Именно в таком, переводном виде они вошли в русский язык.

В то время Италия была языческой и на христиан устраивали суровые гонения, а проповедование грозило смертной казнью. Несмотря на это, София крестилась сама и приобщила к религии своих дочерей.

Старшей девочке, Вере, было всего 12 лет, когда о христианской семье узнал император Адриан и призвал женщину вместе с дочерьми к себе. Он убеждал девочек отречься от христианства, но ни одна из них не сделала этого, даже когда им грозили истязаниями и муками. Потом юных христианок действительно стали пытать, причем делалось это на глазах у их матери. Она смотрела на страдания дочерей и убеждала их оставаться верными Христу. Девочек обезглавили и отдали тела Софии. После того как женщина похоронила Веру, Надежду и Любовь, она осталась сидеть у их могил и на третий день скончалась.

Храм святого Трофима в Эшо. Источник фото: Flickr

Софию, Веру, Надежду и Любовь христиане считают мученицами, хотя женщина приняла страдания за Христа не телом, а сердцем. Их мощи хранились в монастыре в Эшо под Страсбургом до Французской революции, когда в 1792 году были растоптаны и сожжены революционерами. Несмотря на утрату мощей, которые, по легенде, могли быть спрятаны монахинями в укромном месте, храм святого Трофима привлекает паломников. Там находится рака, где хранились мощи.

Традиции

Поскольку имена мучениц были популярны на Руси, 30 сентября, или 17-го по старому стилю, многие девушки и женщины отмечали именины. Тогда на Руси появилась традиция праздновать Вселенские бабьи именины, с которыми принято поздравлять всех женщин. В этот день прославляются материнская мудрость и женские добродетели: вера, надежда и любовь.

Вселенские бабьи именины: несколько рецептов для праздника

Подробнее

На Вселенские бабьи именины женщине полагалось поплакать о себе, о своих родных и близких. Считалось, что чем громче и сильнее она рыдает, тем меньше бед будет ждать ее семью. А после этого, очистившись сердцем, ей нужно испечь именинные пироги и кренделя — обычно с изюмом.

На Вселенские бабьи именины в селах устраивались «деревенские святцы». Молодые девушки и парни приходили на «вечерины», чтобы представить себя. Если кто-то к кому-то уже питал чувства, именно в этот день можно было в них признаться.

Еще одна традиция связана с теми, кого носит имена Вера, София, Надежда или Любовь. У них в этот день было принято просить мелкие подарки, а взамен они одаривали монетами. Считалось, что таким образом можно привлечь счастье и удачу.

Приметы

Как правило, 30 сентября тепло и ясно. Если это действительно так, то стоит ждать продолжения бабьего лета и вообще теплой осени. Есть и другая примета: если журавли полетят в этот день на юг, на Покров (14 октября) будет морозно. Холод и стужу могут сулить и другие животные. Например, если еж располагает свое логовище в середине леса, зима выдастся холодной. Увидеть зяблика в этот день — к стуже. Умывание кошки означает, что не будет дождя. Зато если дождь все-таки пойдет, то скоро потеплеет.

Именины

Именины 30 сентября отмечают Александра, Вера, Дмитрий, Зиновий, Иван, Илья, Ирина, Любовь, Мирон, Надежда, Никодим, Павел, Серафим, Софья.

360tv.ru

Вера, Надежда и Любовь... - Православный журнал "Фома"

Так сложилось, что Вера, Надежда и Любовь, которые в православных святцах упоминаются 30-го сентября, в народе считаются исконно славянскими именами. Но на самом деле это перевод с греческого языка, а обладательницы этих имен были римлянками и пострадали за Христа в первой половине II века.

Святые мученицы были девочками. Самой младшей – Любови – к моменту их подвига исполнилось лишь 9 лет, Надежде – 10, Вере – 12. Их мать София была христианкой. Еще совсем молодой она потеряла мужа, но второй раз связывать себя узами брака не стала, полностью посвятив себя воспитанию детей. Остается загадкой, кто дал Софии ее имя – родители, желавшие видеть свою дочь мудрой женщиной (София в переводе с греческого означает «мудрость»), или муж, который тонко подметил главное качество своей жены. Так или иначе, София действительно была умной и мудрой. Она прекрасно разбиралась в людях и понимала, что важнее всего в воспитании детей – привить им христианские добродетели, дать ребенку такие нравственные ориентиры, которые позволят ему в любой ситуации оставаться верным Христу.

Первую свою дочь София назвала Пистис. Это слово в греческом языке, который был распространен среди римлян, обозначает веру – одну из важнейших добродетелей. И действительно, очень многое в жизни человек принимает на веру. В конечном итоге даже факт самого существования окружающего мира – это предмет именно веры. Но есть еще и религиозное измерение этого понятия – вера дает основание всей жизни, наполняет ее смыслом и содержанием. Для христиан стержнем веры является Христос. Именно в честь этой добродетели София назвала свою старшую дочь. И не просто назвала, но и сделала все возможное, чтобы заповеди Христа стали определяющими в сознании и поступках девочки.

Среднюю дочь звали Элпис – в честь надежды, которая в христианстве считается предпоследней ступенькой на пути к Богу. На самом деле, и в повседневной жизни надежда играет очень важную роль, ведь без нее человек не смог бы составить сколь-нибудь обширных планов на будущее. Тем более для верующего сердца, которое соприкасается с реальностью невидимого Бога, очень важна надежда – упование на то, что Творец слышит Свое творение, что жизнь творения для Него ценна, и что молитвы, возносимые человеком, не остаются пустым звуком для Неба. В своем полном развитии надежда дает верующему все новые и новые силы для духовного восхождения и совершенствования.

И, наконец, самая меньшая девочка была наречена Агапэ, в честь наивысшей добродетели – любви. При внимательном взгляде нетрудно увидеть, что всякое подлинное творчество, да и вообще – все здоровые жизненные проявления, которые нас окружают, являются плодом любви. Для христиан любовь тем более важна, что и Сам Бог есть Любовь – это именно то слово, которое наиболее полно характеризирует неописуемую божественную природу. Приобретение любви считается самой верхней ступенькой духовного совершенства, и человек, который возрастает в этой добродетели, уподобляется самому Творцу.

Эти три главные христианские ценности София воспитывала в своих дочерях. Сначала они жили в Милане, но затем всем семейством перебрались в Рим, где находились на попечении одной знатной госпожи. Сегодня трудно в это поверить, но в те годы не было ничего удивительного, если 12-летний ребенок был не по годам рассудителен, умен и мудр. Однако, София воспитала своих дочерей так, что даже по меркам античности три юные христианки были на голову выше не только своих сверстников, но и многих взрослых. Слух о кротких, веселых, жизнерадостных и развитых девочках дошел до императорского дворца.

Узнав, что чудо-дети исповедуют евангельскую веру, император Адриан и его советники оказались перед трудным выбором. С одной стороны, христианство было вне закона и преследовалось самым безжалостным образом. С другой стороны, девочек было жаль, и не только из-за их нежного возраста – Риму умные женщины были нужны, и сановники понимали, какими сильными личностями могут стать Пистис, Элпис и Агапэ, когда вырастут. Поэтому для начала император решил убедить святое семейство отречься от Христа. Он надеялся, что женская психика не устоит перед щедрыми обещаниями властелина Рима.

Император вообще был очень просвещенным человеком, покровителем искусств и философии. Когда он получил донос на Софию, то сначала вызвал ее на беседу, надеясь, что  она,  знатная римская матрона, образованная женщина, его услышит. Но София стояла на своем, и тогда он ее отправил на перевоспитание –  на месяц, на виллу к другой знатной римской гражданке. однако та тоже стала христианкой. Узнав об этом, Адриан осознал,  что все серьезнее, чем он думал сначала. И теперь ему нужно было получить публичное отречение Софии –  чтобы дискредитировать ее взгляды перед другими образованными людьми. Для воздействия на мать он решил приказать пытать и детей  –  это был, по мнению правителя,  самый эффективный метод воздействия на женщину.

Девочек изначально не мучили  –  им предлагали добровольно отречься от веры, пообещав взамен блестящее будущее и карьеру. Но юные христианки дали совсем недетский ответ – их исповедание веры было тверже, чем у любого другого взрослого. И, конечно, после этого спрос с девочек был иной – их приговорили к мучениям.

Первой свой венец приняла Пистис – ее раздели, сначала избили, потом – отрезали ей грудь. Видя, что эти пытки не сломили ни ее, ни других сестер, палачи бросили девочку на раскаленную решетку. Два часа мученица лежала на ней, но огонь не причинил ей вреда. Тогда отроковицу решили сварить в котле, но и после этой пытки юная христианка осталась жива. Это чудо не образумило императора – он приказал отрубить Пистис голову.

За своей сестрой последовала Элпис – ее так же били, затем исполосовали тело стальными когтями. Потеряв много крови, девочка все же не отреклась от своей веры, и тогда ее бросили в огонь, который, вопреки ожиданиям, не принес девочке вреда. А когда напоследок Элпис опустили в котел с раскаленной смолой, произошло очередное чудо – котел расплавился, и вылившаяся оттуда жижа обожгла всех палачей. Разгневанный император приказал обезглавить и Элпис.

Настал черед Агапэ. Чиновники начали уже роптать на жестокого правителя, но открыто защитить девочку никто не отважился. Адриан долго убеждал мученицу, водил по дворцу, показывал разные сокровища и украшения, но сердце девочки оставалось равнодушно к этим соблазнам. Тогда ее растянули на колесе и били до тех пор, пока мышцы не отделились от костей, а земля под Агапэ не превратилась в красное месиво от стекающей крови. Девочка, невзирая на боль, оставалась непоколебимой. Взбешенный император приказал бросить мученицу в печь, но огонь не тронул ее, и она вышла из пламени целой и невредимой, как будто и не было страшных мук, ею перенесенных. И тогда мучитель отсек Агапэ голову, как и ее сестрам.

Тела святых девочек были отданы Софии, которая все это время наблюдала за страданиями дочерей и подбадривала их. Мать похоронила девочек на холме за чертой города, а через три дня умерла сама.

***

Жизнь и подвиг Пистис, Элпис, Агапэ и их матери Софии в христианской традиции стоит особняком, поскольку Церковь знает очень немного подобных случаев, когда совсем юные дети сознательно шли на смерть ради своей веры. Рассказ о четырех римских мученицах уникален еще и тем, что порождает целый ряд вопросов, на которые в наши дни даже самые «подкованные» христиане не могут дать вразумительного ответа. Самых сложных вопросов – два.

Жалко ли было девочек? Да, жалко! Причем, и мучителям, и их родной матери. Современному человеку и Адриан со своими кровожадными палачами, и София со своими непонятными принципами покажутся людьми ненормальными, дикарями, сумасшедшими. Но на самом деле, вопрос в то время стоял гораздо острее, чем сейчас. Главной ценностью Рима было государство. Не человек, не личность, а именно государство и те устои, которые гарантировали ему незыблемость и процветание. Все, что шло вразрез с интересами империи, подвергалось уничтожению – любезностям в этой борьбе не было места. Христиане, отказывавшие признавать за государством права религиозного верховенства и утверждавшие принципы свободы во Христе, автоматически подлежали истреблению. Самые лучшие императоры Рима, вошедшие в историю как великие администраторы и полководцы, были и самыми жестокими гонителями христиан. Но чем же мешали девочки? Зачем было их убивать? Да просто потому, что они были умны и тверды в своей вере, а умный противник всегда страшнее любой физической силы. Но император ошибся: каждый новый мученик все сильнее подрывал устои старого мира, и чем больше христиан погибало на аренах, тем шире становилась проповедь Евангелия.

А что же София? Неужели у матери не дрогнуло сердце при виде мучений дочерей? Дрогнуло, и – еще как! Биограф говорит о том, что внутри женщины все переворачивалось, когда одна за другой ее родные дети истекали кровью и умирали в муках. Но при этом София не сказала ни слова, чтобы остановить пытки – наоборот, она подбадривала девочек и сохраняла внешнюю бодрость, не желая своим печальным видом лишать юных мучениц духовных сил. Что заставляло эту женщину так себя вести?

Как и многим матерям-христианкам, шедшим на смерть вместе со своими детьми, Софии была очевидна иная реальность – совершенно отличная от той, которую видели сытые и самодовольные соотечественники. Большинство жителей империи, которые радостно смотрели на мучения христиан и требовали все новой и новой крови, видели лишь тот мир, с которым они сталкивались каждый день. Они не привыкли лишать себя комфорта, еды, питья, одежды, а человеческие отношения мерили в основном материальными категориями. Но над всей этой суетой вместо видимого покрова облаков София, ее святые дочери, и все христиане видели Небо – вожделенную обитель праведников, в которой вечно сияет Солнце правды – Христос…

foma.ru

Сегодня именины у всех Православных женщин, носящих имена Вера, Надежда, Любовь, София. — Андрей — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу. Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Наместник Антиох донес об этом императору Адриану (117–138), и тот велел привести их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде – 10 и Любови – 9 лет) оставались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.

Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.

azbyka.ru

День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Церковь Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Пскове (Фото: Dance60, Shutterstock)

Ежегодно 30 сентября по новому стилю православные христиане отмечают День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Во 2 веке, в царствование императора Адриана (117—138) в Риме жила благочестивая вдова София (София значит премудрость). У нее были три дочери, Вера, Надежда и Любовь, носившие имена трех главных христианских добродетелей. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам.

Слух о принадлежности этого семейства к христианству дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него.


Удивленный смелостью юных христианок император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако, все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву языческим богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.

Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, — 10, а младшей, Любови, — лишь 9 лет. Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.

www.calend.ru


Смотрите также